Музыкальная школа
для детей и взрослых

997-11-52
Главная  »  Гитара

Гитара

 

Classical_guitar_two_views_Russian  1024px-Classical_Guitar_labelled_russian

           Гитара — струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента во многих музыкальных стилях и направлениях музыки, являясь основным инструментом в таких музыкальных стилях, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка, иногда джаз и др. Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала сильное влияние на массовую культуру.

           Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся ко II тысячелетию до н. э. Изображения киннора (шумеро-вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии. В древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: набла, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара.

          Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным — из высушенной тыквы, панциря черепахи, либо выдолбленным из цельного куска дерева. В III-IV веках н. э. в Китае появляются инструменты жуань (или юань) и юэцинь, у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века. Позже, в XV — XVI веках появился инструмент виуэла, также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары.

           Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». По другой версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова «кутур», означающего «четырехструнный» (ср. сетар — трёхструнный). По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: «кифара (ϰιθάϱα)» в древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии,  «guitar» в Англии и наконец, «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке

           ИСПАНСКАЯ ГИТАРА

           В Средние века основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевателями (мавританская гитара). В XV веке получает распространение изобретённая в Испании гитара с 5 сдвоенными струнами (первая струна могла быть и одиночной). Такие гитары получают название испанских гитар. К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений, на формирование которого оказал значительное влияние живший в конце XVIII—начале XIX века итальянский композитор и гитарист-виртуоз Мауро Джулиани.

            РУССКАЯ ГИТАРА

        В Россию гитара попала относительно поздно, когда в Европе она была известна уже пять веков. Но и вся западная музыка стала широко проникать в Россию лишь в конце 17 — начале 18 веков. Основательное место гитара получила благодаря приехавшим в Россию в конце XVII века итальянским композиторам и музыкантам, в первую очередь Джузеппе Сарти и Карло Каноббио. Ещё через какое-то время, в начале XIX века, гитара упрочила свое положение в России благодаря приехавшим в 1821 году в Петербург Марку Аврелию Цани де Ферранти, затем гастролировавшим Мауро Джулиани и Фернандо Сор. Сор, оставив в Москве жену-балерину, ставшую первой русской женщиной-балетмейстером, посвятил поездке в Россию музыкальное произведение для гитары с названием «Воспоминание о России». Это произведение исполняется и сейчас.

 Первым из значительных русских гитаристов, игравших на шестиструнном инструменте, был Николай Петрович Макаров. В России в конце XVIII — начале XIX веков становится популярным семиструнный вариант испанской гитары, во многом благодаря деятельности жившего в то время талантливого композитора и гитариста-виртуоза Андрея Сихры, написавшего более тысячи произведений для этого инструмента, получившего название «русская гитара».

                КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА

            В течение XVIII—XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придает гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Наиболее известным гитаристом того времени является испанский композитор и гитарист Франсиско Таррега, заложивший основы классической техники игры на гитаре. В XX веке его дело продолжил испанский композитор, гитарист и педагог Андрес Сеговия.

          

             ЭЛЕКТРО ГИТАРА

             В XX веке в связи с появлением технологии электрического усиления и обработки звука появился новый тип гитары — электрическая гитара. В 1936 году Жоржем Бошамом и Адольфом Рикенбекером, основателями компании «Рикенбекер», запатентована первая электрогитара, с магнитными звукоснимателями и металлическим корпусом (т. н. «сковородка»). В начале 1950х американские инженеры и предприниматель Лео Фендер, и инженер и музыкант Лес Пол независимо друг от друга изобретают электрическую гитару со сплошным деревянным корпусом, конструкция которой сохранилась без изменений до настоящего времени. Наиболее влиятельным исполнителем на электрогитаре считается (по версии журнала Роллинг Стоун) живший в середине XX века американский гитарист Джими Хендрикс.

  

          Как настроить гитару

           Можно настроить гитару под пианино. Нужно поочередно брать ноты на пианино и подстраивать струны под них. Здесь крайне важно услышать соответствие звуков на пианино и гитаре, и точно настроить на ту ноту, что играет. Эта схема поможет вам в настройке гитары.

         Если же нет пианино или фортепиано, то тогда следует воспользоваться относительной настройкой. Для начала нужно настроить первую струну. Это можно сделать по камертону. Покупая камертон, следует убедиться, что он дает звук Е(ми) а не А(ля), иначе вы не верно настроите первую струну. После этого зажмите вторую струну на пятом ладу и подтяните ее так, чтобы звук был схожим с открытой первой струной. Затем зажмите третью струну на четвертом ладу и настройте ее в соответствии с открытой второй струной. Потом четвертую на пятом ладу с открытой третьей, пятую на пятом ладу с открытой четвертой, и, наконец, шестую струну на пятом ладу настройте созвучно с открытой пятой струной.

                                                        nastr

          Для настройки гитары вы должны уметь ловить момент, когда две струны «звучать в унисон» или так сказать имеют одинаковую высоту. Вначале возможно будет немного сложно, но в дальнейшем с опытом все станет просто и легко. Для того  что бы стало просто и легко нужно тренироваться, тем самым разрабатывая ваш слух.

           Настройка гитары начинается с настройки первой струны (первая струна у нас, как и у всех находится внизу). Ее вам нужно настроить на слух. Соответствует первая открытая струна ноте МИ. Можно записать ее на мобильный телефон, или настроить, услышав с другого музыкального инструмента, или напеть. 
Потом все происходит так, мы зажимаем следующую струну на ладу и звук соответствует по звучанию открытой струне, которую мы настаивали перед этим.

           И так:

  •  Вторая струна, зажатая на пятом ладу, соответствует по своему звучанию открытой первой струне. 
  •  Третья струна, зажатая на четвертом ладу, соответствует по своему звучанию открытой второй струе. 
  •  Четвёртая струна, зажатая на пятом ладу, соответствует по своему звучанию открытой третьей струне. 
  •  Пятая струна, зажатая на пятом ладу, соответствует по звучанию открытой четвертой струне. 
  •  Шестая струна, зажатая на пятом ладу, соответствует по звучанию открытой пятой струне.

          Советы по настройке гитары.

  •  Если вы настраиваете струны с самого начала, то удобнее их все ослабить и затем натягивать до нужной частоты.
  •  Никогда не настраивайте гитару слишком высоко, так как при быстрой игре могут лопнуть струны.
  •  Если вы «перекрутили» струну и настроили выше чем надо, лучше ослабить ее значительно ниже нужной частоты и настроить заново. 

           Запишитесь на занятие по гитаре в музыкальной школе Amadeus прямо сейчас.

                                                               

                                                                 

Статьи